Объявления



Следите за нашими новостями и горящими предложениями в социальных сетях:

Instagram   

Благовещенский монастырь ( Н. Новгород)

0102030405060708

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. Он расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в 17- 19 веках.

Судя по названию обители - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях, и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.

Но вскоре, в 1229 году, монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Как сообщает летописец, "в лето 6737 (1229) придоша мордва с Пургасом в Новугороду, и отбишася их новгородци; и зашегши монастырь Пресвятые Богородици". Монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность - до середины XIV века.

По летописям известно, что в 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. Согласно легенде, он остановился на берегу Оки на отдых, возле источника под горой, недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Из Орды Митрополит Алексий был отпущен "с великой честью", так как исцелил, по милости Божией, от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега.

Святитель Алексий незамедлительно исполнил данный Богу обет: заботами архипастыря в 1370 году была построена, а в 1371 году освещена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре.

К сожалению, Благовещенская церковь, основанная святителем Алексием, не сохранилась до наших времен (она был перестроена в 17 веке), но возвышенный облик ее известен по изображению на створке киота иконы Алексия Митрополита (конца XV века) и древней надписи. В период своего устроения это был третий каменный храм в Нижнем Новгороде (после Спасского и Архангельского соборов в Нижегородском кремле).

После опустошительного набега мордовского князя в 1229 году от деревянных построек Благовещенской обители ничего не оставалось, и поэтому в XIV веке монастырь стараниями святителя Алексия возводился фактически заново.

По сказанию летописца, "св. Алексий Митрополит всея Руси иде в Нижний Новгород и тамо церковь воздвиже во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения и монастырь, состави общежитие, и седан воды и места дарова тому монастырю, и всякими красотами украси тую церковь".

Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители Корсунскую икону Божией Матери византийской работы, привезенную им из Москвы. Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в старой Алексеевской церкви с конца ХVII столетия (впоследствии эта церковь была переосвящена во имя Сергия Радонежского). Икона и створки ее выложены серебряным вызолоченным окладом... Икона сия тем более замечательна и драгоценна, что таких древних Корсунских икон Божией Матери, снятых с образа Богоматери, писанного Евангелистом Лукой, и имеющих на себе обозначение года написания и имени иконописца, более нет".

К сожалению, судьба этого древнего священного образа, реквизированного в годы Советской власти, остается неизвестной, так же, как и нынешнее место его пребывания.

Копия Корсунской иконы Божией Матери в настоящее время написана в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря и расположена в первом ряду иконостаса Благовещенского собора.

Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Так, Великий князь Нижегородский Борис Константинович, у которого святитель Алексий крестил сына Иоанна, пожаловал Благовещенскому монастырю в 1393 году "рыбные ловли и бобровые гоны по реке Суре с шестью озерами и другими прилежащими угодьями".

Первосвятители российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640-1649), Сергия (1651-1654) и Пафнутия (1660-1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков.

В храмах Благовещенского монастыря находились, наряду с упомянутой древней Корсунской иконой Божией Матери, и другие святые образы. Среди них - образ Богородицы "Скоропослушница", который считался единственным из сохранившихся в России списков, также написанных евангелистом Лукой; икона Св. Алексия Митрополита (с частью его мощей), датируемая концом XV века; образы Иверской и Смоленской Божией Матери; икона Св. Иоанна Лествичника с изображением св. Иоанна, указующего братии лествицу на небо, где одни представлены восходящими по ней (праведники), а другие - низверженными с нее.

В монастырской церковной ризнице сохранялись напрестольные кресты, церковные сосуды с надписями, потиры, водосвятные чаши, пелены, шитые золотом и серебром, украшенные жемчугом.

Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, было около 50-60 человек. Так, в период с 1722 по 1724 год в составе обители пребывали архимандрит, казначей, ризничий, уставщик, четыре простых иеромонаха, шесть иеродиаконов, шесть псаломщиков, два пономаря и двадцать три служебных монаха. Кроме того, здесь проживали тринадцать престарелых монахов, числившихся "больничными" - по церкви, при которой они находились. Были и "служебенные монахи" (конюший, подкеларщик, чашник, житейный, поваренный, хлебодар, будильник, нарядник, воротейный, хлебенной заводчик, мукосей и другие). Монастырских служителей-бельцов, содержавшихся на "хлебном окладе" (в отличие от монашествующих, которые получали денежное содержание) насчитывалось до тридцати человек.

В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея - епископа Нижегородского и Арзамасского.

Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей, явивших своей праведной жизнью истинное украшение Святой Церкви. Таким, например, был Тихон (Воинов, 1724) митрополит Казанский и Свияжский, принявший пострижение именно в Благовещенском монастыре. В 19 веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли Нижегородской - епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов).

В середине 19 веке наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М.Ю.Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т.д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного.

В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы - золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое (общий вес 135-ти изъятых предметов составил около 8,5 пудов (136 килограммов).

В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожили каменную надкладезную часовню во имя святителя Алексия над святым источником, как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение.

В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализированы, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям. В 1949 году в Алексеевском храме был размещен планетарий, в связи с чем храм был частично перестроен.

Лишь в 70-80-е годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря, в первую очередь - Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены, но еще не могло быть и речи о возобновлении богослужений в монастырской обители.

Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения.

По благословению митрополита Николая, первоначально в стенах Благовещенской обители размещались курсы катехизаторов (преподавателей Закона Божиего), а затем - Нижегородское Духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в Духовную семинарию.

В 1995-1996 годах на территории обители были произведены археологические исследования остатков монастырской стены и башен на северо-восточной стороне, что позволило начать процесс их постепенного воссоздания и благоустройства территории.

За период 2004-2007 год был полностью восстановлен Алексеевский храм, ведутся постоянные работы по благоустройству главного Благовещенского собора монастыря, Сергиевской и Успенской церквей, построена деревянная часовня у святого источника святителя Алексия, митрополита Московского.

В Благовещенском мужском монастыре идет своим ходом строгая монашеская жизнь: ежедневно в главном Благовещенском соборе совершаются богослужения - Божественная литургия, полунощница, монашеское правило и различные братские молебны.

Но обитель радушно принимает многочисленных прихожан и паломников, стремящихся приобщиться к духовной сокровищнице Православия, несущей и в настоящее время благую весть о Христе.

11 - 12 ноября 2007 года состоялось первое богослужение в восстановленном Алексеевском храме Благовещенского мужского монастыря.

История Благовещенского мужского монастыря, начавшаяся в 1221 году, продолжается…

Использованы изображения с сайтов: http://www.svali.ru/, http://xrams.narod.ru/, http://www.rusarch.ru/, http://www.uic.nnov.ru/, http://www.blagovm.nn.ru/.

люби себя и путешествуй!
+7 (831)  278-57-33, 278-57-34
Офис в БД "Столица Нижний"
ул. Максима Горького 117, офис 310

+7 (831)  438-83-66, 438-83-96
Офис в ТРЦ "Фантастика"
ул. Родионова 187